НДС подлежит гармонизации в рамках Европейского союза. Законодательство каждого государства-члена основано на Директиве по НДС (Директива Совета 2006/112/EC от 28 ноября 2006 г. о единой системе налога на добавленную стоимость). Это устраняет любые сомнения относительно того, что представляет собой импорт, а что — внутрисоюзная поставка товаров. Однако возникает вопрос о сделках с подрядчиками из Великобритании. Впервые в истории ЕС страна решила выйти из сообщества. Одним из последствий этого шага является то, что правила ЕС больше не применяются. Поэтому при осуществлении продаж внутри Великобритании следует ли включать НДС в доход или только в чистую сумму?
Налоговые органы утверждают, что выход Великобритании из ЕС привел к тому, что налог на добавленную стоимость (НДС) в Великобритании отличается от налога, применяемого в странах-членах. Следствием этого является то, что выручка от продажи товаров в Великобритании представляет собой цену, включающую НДС. В то же время, валовая цена должна рассматриваться как вычитаемый из налогооблагаемой базы расход.
В спорах с налоговыми органами налогоплательщики утверждали, что выход Великобритании из ЕС не изменил природу НДС. Структурно он остается таким же, как и в странах-членах ЕС. Несмотря на выход из ЕС, он по-прежнему вытекает из Директивы по НДС. Следовательно, нет оснований считать, что налогооблагаемая выручка также включает исходящий НДС, который уплачивается в рамках британской налоговой системы. Британский НДС не может считаться выручкой, поскольку он может представлять собой только невозмещаемую прибыль. Между тем, британский НДС (как и налоги в странах-членах ЕС) уплачивается в налоговой декларации, периодически подаваемой в налоговые органы. Только НДС, который однозначно обременяет налогоплательщика, такой как входящий НДС, который не может быть вычтен, или исходящий НДС, который не может быть переложен на потребителя, будет считаться вычитаемым расходом. Это связано с тем, что в этом случае он теряет фундаментальную характеристику налога на добавленную стоимость: нейтральность.
Административные суды согласны с позицией налогоплательщиков. Они ссылаются на решение Административного суда в Гданьске от 16 марта 2021 года (интересно, что оно было отменено Верховным административным судом 2 апреля 2024 года). Суд постановил, что НДС в Норвегии (Merverdiavigift) не является доходом для польских налогоплательщиков. Важно отметить, что он не является окончательной прибылью. Тот факт, что Норвегия не является членом ЕС, не имеет значения (номер дела I SA/Gd 1152/20).
Однако, если бы британский НДС считался доходом, то налогообложение имело бы место. Одна и та же сумма облагалась бы налогом дважды: один раз британским НДС, а второй раз — подоходным налогом в Польше.
Отсутствие территориальной идентичности между НДС в ЕС и Великобритании не является препятствием для признания выручки в качестве чистой прибыли. Налогоплательщик, понесший расходы в той или иной стране, не должен оказаться в невыгодном положении только потому, что эта страна решила выйти из Европейского союза.
Суды также подчеркивают, что позиция налоговых органов приведет к неконкурентоспособному экспорту в Великобританию, вытесняя польских предпринимателей с этого рынка.
(см. решения Высшего административного суда: решение от 14 февраля 2023 г., II FSK 1050/22, решение от 7 февраля 2025 г., II FSK 626/22)
Данная статья носит исключительно информационный характер и не является юридической консультацией.
Закон действует по состоянию на 14 июля 2025 года.
Автор/редактор серии:
