Не секрет, что с полученных дивидендов необходимо уплатить 19% подоходного налога. Если акционеры компании, выплачивающей дивиденды, являются плательщиками корпоративного подоходного налога, можно воспользоваться льготой по дивидендам или льготой для холдинговой компании. Акционер-физическое лицо такой льготой не воспользуется. Однако что, если требование акционера к компании о выплате дивидендов передается семейному фонду? Воспользуется ли фонд в этом случае налоговой льготой? Эти сомнения привели к налоговому толкованию и решению Регионального административного суда в Варшаве (номер дела III SA/Wa 1545/24).
Заявитель, являющийся генеральным партнером в товариществе с ограниченной ответственностью, утверждал, что на выплаченные дивиденды начисляется налог. Следовательно, поскольку дивиденды будут выплачены не физическому лицу, а семейному фонду, будут применяться положения, освобождающие семейный фонд от подоходного налога. Кроме того, поскольку дивиденды не будут выплачены физическому лицу, это лицо не будет обязано платить налог, поскольку оно не получит никакого дохода. Согласно статье 11, разделу 1 Закона о подоходном налоге с физических лиц от 26 июля 1991 года, нереализованные дивидендные поступления не являются доходом.
И директор Управления национальных доходов, и Провинциальный административный суд в Варшаве, рассматривавшие апелляцию на отрицательное налоговое решение, не согласились с представленной позицией. Они заявили, что налогоплательщиком является субъект, имеющий право на получение дивидендов, то есть всегда партнер. Хотя указания партнера о переводе дебиторской задолженности имеют гражданско-правовые последствия, они не могут повлиять на налоговые обязательства. В этом случае налогоплательщик остается физическим лицом. Он будет нести ответственность за налог, даже если дивиденды будут выплачены на счет другого субъекта – семейного фонда. Также было подчеркнуто, что эта ситуация возникает по усмотрению партнера. Ее налоговые последствия будут такими же, как и в ситуации, когда партнер получает дивиденды, а затем переводит их в семейный фонд. Это также соответствует кассовому методу расчета налога (налог рассчитывается в момент получения дохода). Точкой налогообложения считается момент выплаты дивидендов, то есть момент получения дохода. Следовательно, нет обязанности платить подоходный налог с дохода, который не был получен.
Хотя семейный фонд является инструментом концентрации активов и их распределения между имеющими на это право лицами, правила четко указывают на то, что он не предназначен для обхода налогового законодательства. Представленные решения подтверждают, что перенести налоговые обязательства с физического лица на семейный фонд будет невозможно. Действия, предпринятые для достижения этой цели, могут быть эффективными в рамках гражданского права, но они не приведут к желаемым налоговым последствиям. Решение не является окончательным.
Данная статья носит исключительно информационный характер и не является юридической консультацией.
Правовой статус по состоянию на 5 мая 2025 года.
Автор/редактор серии:Получайте первыми наши статьи и юридические уведомления прямо на вашу электронную почту! Подпишитесь на нашу рассылку, перейдя по ссылке , или свяжитесь с нами по адресу social@kglegal.pl, чтобы персонализировать контент.
