Недавно мы представили вам проект поправки к закону о налогообложении семейных фондов (Проект поправки к закону о налогообложении семейных фондов).
Однако, если кто-то думал, что налоговые изменения для семейных фондов станут последним неприятным сюрпризом в новом году, он ошибался. Во вторник министерство опубликовало всеобъемлющий проект изменений в подоходном налоге с физических и юридических лиц. Вот основные предположения проекта:
Налогообложение продажи имущества, полученного в дар после окончания срока аренды
Ранее продажа любого движимого имущества, не являющегося частью бизнеса, освобождалась от подоходного налога, если продажа происходила в течение шести месяцев после приобретения. Это было выгодным решением для предпринимателей, использующих лизинг автомобилей. В случае продажи имущества, переданного в частную собственность, в течение шести лет, доход облагался налогом по тем же правилам, что и доход от предпринимательской деятельности. Однако в случае дарения близкому человеку льготный период сокращался с шести лет до шести месяцев.
Планируемое изменение заключается в том, что продажа такого предмета близким родственником будет освобождена от налога через 3 года, а не через 6 месяцев. Близким родственником считается лицо, пользующееся льготой по наследству и дарению (так называемая нулевая группа).
Повышенный налог на выкуп акций/варрантов, выделенных в рамках программы стимулирования
Выкуп эмитентом акций и варрантов, выделенных в рамках программы поощрения, ранее облагался налогом на сотрудников в размере 19%. Планируемое изменение приведет к тому, что выкуп будет облагаться налогом так же, как и вознаграждение, то есть по общим правилам (32% от суммы, превышающей 120 000 злотых).
Помощь с оплатой жилья предоставляется только для одной квартиры
Законопроект вводит дополнительные требования для получения налоговых льгот на жилье. Право на льготы будут иметь только лица, не владеющие другим жильем; если они владеют, то передают его потомкам, муниципалитету или государственному казначейству. В случае совместной собственности право на льготы будет иметь доля владения менее 50% в совместной собственности. Однако имущество, приобретенное по наследству, не будет учитываться.
IP BOX предназначен только для работодателей
Льготная ставка налога в размере 5% для налогоплательщиков, использующих налоговую льготу IP-BOX, не будет распространяться на самозанятых. Законопроект предполагает, что эта льгота будет применяться к тем, кто нанимает не менее трех человек на полную ставку по трудовому договору или гражданско-правовому договору (если взносы в ZUS уплачиваются по договору).
Сбор солидарности также осуществляется за счет IP BOX и при урегулировании убытков
Сбор солидарности будет также применяться к доходам, облагаемым налогом по ставке 5%. Однако налогоплательщики смогут зачесть убытки, понесенные в предыдущие годы, но только из того же источника дохода.
Фиксированная ставка 17% на сделки со связанными организациями
Предприятия, облагаемые фиксированной ставкой налога на учтенную выручку, будут облагаться налогом по ставке 17% на выручку, полученную от сделок со связанными организациями. Связанные организации определяются так же, как и для целей трансфертного ценообразования, с минимальной долей в капитале, прибыли или правах голоса в размере 5%.
Небольшие налогоплательщики не всегда обязаны платить до 2 миллионов евро
Если налоговый год короче или длиннее 12 месяцев, в проекте предполагается, что лимит будет определяться как произведение суммы, соответствующей 1/12 текущего лимита, и количества начавшихся месяцев такого налогового года.
Налогообложение ликвидации партнерства
В настоящее время ликвидация компании, не являющейся налогоплательщиком по налогу на прибыль предприятий, не является событием, влекущим за собой обязанность уплаты налога. Законодатели исходят из предположения, что налог уже уплачен партнерами. Однако опубликованный проект поправок предполагает, что ликвидация такой компании будет облагаться налогом, если она была создана в результате преобразования компании, являющейся налогоплательщиком по налогу на прибыль предприятий, и ликвидация происходит в течение трех лет после преобразования. Активы, полученные партнерами в результате ликвидации, будут считаться доходом от прироста капитала, то есть они облагаются налогом по ставке 19%.
Прекращение начисления амортизации в компаниях, занимающихся недвижимостью
Проект поправки также однозначно запрещает налоговую амортизацию недвижимости, которая не амортизируется в балансе компаниями, работающими в сфере недвижимости.
Изменения минимального налога на прибыль предприятий
Планируется, что упрощенная база минимального налога будет привязана к доходам налогоплательщиков. Для налогоплательщиков, чей доход превышает 50 миллионов евро, база составит 5% от дохода. Для остальных она останется неизменной и составит 3%.
Группа организаций, освобожденных от минимального налога, также будет сокращена. В настоящее время от него освобождаются организации, чья прибыльность составляла не менее 2% в одном из трех предыдущих лет. Однако планируется сократить этот период до двух лет.
Распределение прибыли от эстонского налога на прибыль предприятий
Действующие правила предусматривают, что в случае распределения прибыли предполагается, что прибыль, полученная в течение налогового периода по эстонскому налогу на прибыль предприятий, распределяется в последнюю очередь. Согласно планируемым изменениям, в случае распределения прибыли после отмены освобождения от уплаты эстонского налога на прибыль предприятий, прибыль, полученная в течение налогового периода по эстонскому налогу на прибыль предприятий, будет распределяться в первую очередь.
Более широкий каталог скрытых прибылей
Все договоры аренды и найма, заключенные компанией с партнером, а также выплата вознаграждения партнеру за предоставление следующих услуг будут считаться скрытой прибылью: консультационные услуги, бухгалтерский учет, маркетинговые исследования, юридические услуги, рекламные услуги, посреднические услуги, управление и контроль, обработка данных, услуги по подбору и найму персонала, гарантии и поручительства, а также аналогичные услуги.
Кроме того, выплата вознаграждения за неденежные регулярные выгоды партнера будет представлять собой скрытую прибыль.
По данным Министерства финансов, законопроект направлен на ужесточение налоговой системы. Однако он полностью игнорирует необходимость упрощения налогового законодательства. В законопроект будут добавлены дополнительные положения, иногда представляющие собой исключения из исключений. Министерство, похоже, также забыло, что на налоговые изменения должен был распространяться шестимесячный период vacatio legis (отпуск по законодательству). Предлагаемые изменения должны вступить в силу 1 января 2026 года.
Данная статья носит исключительно информационный характер и не является юридической консультацией.
Закон действует по состоянию на 15 сентября 2025 года.
Автор/редактор серии:
