Раздельная оплата была введена в польское законодательство для сокращения разрыва в НДС. При оплате счета банковским переводом сумма НДС перечисляется на специальный субсчет получателя платежа, с которого средства могут быть использованы только для законно определенных целей.

На счет НДС могут быть зачислены только средства НДС. С него могут быть списаны средства на конкретные цели, включая уплату НДС по полученному счету-фактуре, уплату НДС, подоходного налога, налога на прибыль предприятий, акцизного налога, таможенных пошлин, взносов в ZUS (Управление социального страхования) и KRUS (Фонд сельскохозяйственного социального страхования). По запросу налогоплательщика руководитель соответствующего налогового управления может дать согласие на перевод средств, находящихся на счете НДС, на банковский счет, открытый для хозяйственных целей. Однако согласие не будет предоставлено, если:

  1. Существуют обоснованные опасения, что налоговое обязательство не будет исполнено, в частности, если налогоплательщик систематически не уплачивает причитающиеся ему налоги или осуществляет деятельность, связанную с отчуждением активов, которая может препятствовать или затруднять исполнение решения, или
  2. В ходе налогового разбирательства, проводимого в отношении налогоплательщика, возникает обоснованное опасение, что будет выявлена ​​налоговая задолженность или установлено дополнительное налоговое обязательство, или
  3. Проверка достоверности заявления, поданного налогоплательщиком, указывает на наличие обоснованных опасений по поводу налоговой задолженности.

В случае принятия решения об отказе в переводе средств налогоплательщик имеет право подать жалобу.

Этот метод доступен только для транзакций между предприятиями. С его помощью можно произвести любой платеж, независимо от суммы или товаров и услуг, за которые он производится. Однако с 2019 года законодательство ввело обязательное использование метода раздельной оплаты, если сумма счета превышает 15 000 злотых (или эквивалент в иностранной валюте) и оплата производится за приобретенные товары или услуги, перечисленные в Приложении 15 к Закону о НДС (включая строительные работы, уголь, стальную продукцию, мобильные телефоны и компьютеры). Неиспользование обязательного метода раздельной оплаты также наказывается в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом штрафом в размере до 720 дневных ставок.

Помимо санкций, законодатель также ввел меры стимулирования использования метода разделенной оплаты.

  1. Налогоплательщики, приобретающие товары и услуги, указанные в Приложении 15 к Закону о НДС, и оплатившие их с помощью раздельной оплаты, не несут солидарной ответственности с организацией, осуществляющей поставку, за ее налоговую задолженность.
  2. В отношении налогоплательщиков, осуществляющих платежи с использованием метода раздельной оплаты, положения о дополнительной налоговой ответственности не применяются в пределах суммы налога, возникшего в результате получения счета-фактуры, оплаченного методом раздельной оплаты.
  3. Если у налогоплательщика, использующего механизм раздельной оплаты, имеется задолженность по налогу на добавленную стоимость, повышенная процентная ставка не применяется, если налогоплательщик указал в поданной налоговой декларации, что не менее 95% входящего налога приходится на полученные счета-фактуры, оплаченные с использованием механизма раздельной оплаты.
  4. Если сумма НДС уплачена полностью со счета НДС до истечения срока уплаты налога, налогоплательщик может уменьшить сумму налога. Уменьшение рассчитывается путем умножения суммы налога, указанной в налоговой декларации, на базовую ставку Национального банка Польши, действующую за два рабочих дня до даты уплаты налога, и на количество дней с даты списания средств со счета НДС (исключая этот день) до даты истечения срока уплаты налога (включая этот день), деленное на 360. Сумма уменьшения налога округляется до ближайшего целого злотого, при этом суммы менее 50 злотых округляются в меньшую сторону, а суммы 50 злотых и более — в большую сторону.

Хотя раздельная оплата не является обязательной в большинстве транзакций, стоит рассмотреть преимущества ее использования. Учитывая растущий контроль за платежами со стороны налоговых органов (структурированные счета-фактуры, сниженные лимиты наличных платежей), вполне возможно, что список случаев обязательной раздельной оплаты вскоре расширится.

Рафал Кнап

Рафал Кнап

Юридическая консультация
+48 22 856 36 60 | r.knap@kglegal.pl

    Есть вопросы? Свяжитесь с нами – мы ответим как можно скорее.