Конституционный трибунал в своем решении от 4 июля 2023 года постановил, что определение строения в Законе о местных налогах и сборах является неконституционным. Однако статья 1а, раздел 1, пункт 2 Закона о местных налогах и сборах перестанет действовать через 18 месяцев после публикации решения в Журнале законов. Поэтому можно ожидать революционных изменений в налоге на имущество не позднее начала 2025 года.

Основное различие между зданием и сооружением в налоговом законодательстве заключается в методе налогообложения. Налог на здание рассчитывается исходя из его площади и может достигать максимума в 28,78 злотых за квадратный метр, налог на сооружение рассчитывается исходя из его стоимости и взимается по ставке 2%.

Дело, приведшее к вынесению решения, касалось налогообложения силосных складов. Налогоплательщик подал мэру ходатайство об определении переплаты налога на имущество, утверждая, что в представленной декларации здания были неверно классифицированы как сооружения. Мэр отказался определить переплату, и административный суд подтвердил правильность решения, отклонив апелляцию.

Согласно действующему определению, сооружение — это строительный объект в смысле строительного права, не являющийся зданием или объектом малой инфраструктуры, а также строительное устройство в смысле строительного права, связанное со строительным объектом и обеспечивающее использование объекта в соответствии с его назначением. Это определение носит отрицательный характер (сооружением считаются все строительные объекты, не являющиеся зданиями или объектами малой инфраструктуры).

Конституционный трибунал отметил, что в законе не только отсутствует самодостаточное определение, но и дважды упоминается строительное право, то есть не связанные с налогообложением нормы. Он заявил, что ссылка на общее понятие «положения строительного права» как область административного права, а не на само Строительное право, означает, что предмет налогообложения может быть определен не только в законе, но потенциально и в нормах, связанных со строительным правом. Трибунал подчеркнул, что недопустимо регулировать в не связанном с налогообложением законе такие важнейшие элементы правовой структуры налогообложения, как их предмет.

Законодатель также раскритиковал определение здания, которое также ссылается на положения Строительного кодекса. Это определение также нуждается в изменении.

Несмотря на то, что статья 1а, раздел 1, пункт 2 Закона о местных налогах и сборах полностью противоречит конституционным положениям, она может продолжать применяться до принятия нового определения структуры. Все решения, вынесенные на сегодняшний день на её основе, остаются в силе. В то же время Трибунал установил 18-месячный срок для внесения поправок в положения.

Данная статья носит исключительно информационный характер и не является юридической консультацией.

Рафал Кнап

Рафал Кнап

Юридическая консультация
+48 22 856 36 60 | r.knap@kglegal.pl

    Есть вопросы? Свяжитесь с нами – мы ответим как можно скорее.