Рождество — это время, когда большинство поляков дарят подарки своим близким. Выбор подарка часто бывает непростым — все мы хотим, чтобы наши любимые были полностью довольны. Многие из нас выбирают дорогие подарки, забывая, что с юридической точки зрения рождественский подарок — это всего лишь простое пожертвование, с которого необходимо уплатить налог. Хотя обычно это не касается подарков для близких, ситуация меняется, когда получателем является свекровь, двоюродная сестра или подруга.
Правила, касающиеся пожертвований, освобожденных от налогов, с каждым годом становятся все строже, и налоговые органы все более бдительно следят за их соблюдением. Чтобы избежать юридических проблем, стоит ознакомиться с правовыми нормами, касающимися пожертвований, прежде чем делать подарок своим близким, как описано ниже.
Налоговое законодательство делит получателей подарков на три налоговые группы. Группа I включает супругов, предков и потомков, то есть детей, родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, а также братьев и сестер (включая сводных братьев и сестер), отчимов и мачех, а также родителей супруга(и), зятьев и невесток.
Вторая группа включает наших тетей и дядей, супругов наших потомков, братьев и сестер, а также приемных детей, потомков последних двух и семью нашей второй половинки – ее братьев и сестер и их супругов.
В группу III входят все остальные покупатели, то есть не только совершенно незнакомые люди, но и члены расширенной семьи, даже двоюродные братья и сестры – даже двоюродные братья и сестры первой степени родства.
В этом году необлагаемая налогом сумма для рождественских подарков будет следующей: Группа I – 10 434 злотых, Группа II – 7 878 злотых, Группа III – 5 308 злотых. Эти пороговые значения рассчитываются для пожертвований от каждого донора индивидуально, в сумме составляя максимум 20 868 злотых для пожертвований от нескольких доноров. Если эта сумма превышена, получатель обязан сообщить о превышении на бланке SD-Z2.
Схема налогообложения следующая: до 11 128 злотых сверх необлагаемой налогом суммы — 3, 7 и 12%, от 11 128 до 22 256 злотых — 5, 9 и 16%, а сверх этой суммы — 7, 12 и 20% для каждой из отдельных групп.
Учитывая, что во время Рождества мы в первую очередь думаем о своей ближайшей семье, и только потом о друзьях, есть существенное преимущество – во многих случаях нам вообще не придется платить налог на пожертвования, поскольку правила также предусматривают группу 0. В эту группу входят все члены группы 1, за исключением родителей супруга(и), невестки и зятя. Однако, чтобы избежать налогообложения, о пожертвовании необходимо сообщить в налоговую инспекцию в течение шести месяцев с момента получения. Кроме того, необходимо предоставить подтверждение покупки, что особенно важно для денежных пожертвований.
Ранее административные суды постановляли, что перевод средств, произведенный родителем на счет продавца недвижимости для покупки квартиры в подарок ребенку, соответствует условиям освобождения от налога на дарение по группе 0. Однако нынешняя позиция Министерства финансов заключается в том, что деньги должны быть переведены на банковский счет ребенка, в противном случае налог на дарение должен уплатить сам ребенок.
Поэтому, если наш подарок не является символическим сюрпризом, а предполагает какие-либо посреднические операции, например, аренду квартиры или покупку автомобиля, стоит сделать денежное пожертвование как можно раньше в процессе оплаты. Не следует пытаться избежать декларирования подарка, поскольку в случае раскрытия имени получателя во время аудита, ставка «штрафного» налога составит 20%.
Как видим, в большинстве случаев нам не нужно беспокоиться о налоге на рождественские подарки. Однако, если у нас есть исключительно щедрые родственники, стоит учесть правила, которые применяются к нам как к получателям. К счастью, нам не нужно об этом беспокоиться во время Рождества, и мы можем отложить визит в налоговую инспекцию как минимум до первых нескольких месяцев следующего года.
Данное уведомление носит исключительно информационный характер и не является юридической консультацией.
