Одна из целей внедрения национальной системы электронных счетов-фактур — борьба с недобросовестными налогоплательщиками и сокращение разрыва в НДС. Введение стандартных аудиторских файлов и метода раздельной оплаты преследовало аналогичную цель. Все эти инструменты, как показывают данные Министерства финансов, сократили разрыв в налогообложении, но не устранили его полностью. Поэтому важно помнить, что внедрение национальной системы электронных счетов-фактур также не приведет к полному искоренению налогового мошенничества.

В прошлом ничего не подозревающие подрядчики налоговых мошенников страдали от последствий их мошеннической деятельности. Дата поступления в обращение структурированных счетов-фактур может быть потенциальным источником злоупотреблений. Как правило, это считается датой поступления в систему.

В правилах, регулирующих деятельность KSeF, не предусмотрена процедура рассмотрения «пустых» счетов-фактур или случаев подозрения на мошеннические действия со стороны эмитента. Поэтому следует обратиться к существующей практике административных судов и разработанной Министерством финансов «Методологии оценки должной осмотрительности покупателей товаров во внутренних сделках».

В соответствии со статьей 86(1) Закона о НДС налогоплательщик имеет право вычесть входящий НДС из расходов, понесенных на приобретение товаров или услуг, используемых для осуществления налогооблагаемой деятельности. Однако это право не может быть использовано для злоупотребления и мошеннического получения входящего НДС. Налогоплательщик не может вычесть налог, если он знал или, исходя из объективных обстоятельств, должен был знать, что данная деятельность связана с нарушениями НДС. Поэтому проявление должной осмотрительности имеет важное значение.

Министерство финансов приводит примеры обстоятельств, которые следует учитывать при проявлении должной осмотрительности. К ним относятся:

  • перепродажа товара ранее указанному покупателю
  • Выплата наличными суммы, превышающей 15 000 злотых
  • Оплата переводом на два счета
  • необоснованная, нерыночная цена,
  • Условия сделки не соответствуют отраслевым стандартам
  • оплата без обязательного механизма разделения платежей
  • платеж на счет, не включенный в белый список,
  • несоблюдение требований по документированию транзакций.

Однако, согласно прецедентному праву административных судов, отсутствие должной осмотрительности не может быть вменено налогоплательщику, который:

  • не проверили источник финансирования деятельности подрядчика
  • Связался с подрядчиком только по электронной почте
  • встретился с подрядчиком возле штаб-квартиры его компании
  • встретилась с подрядчиком один раз перед заключением сделки.

Внедрение национальной системы электронных счетов-фактур не изменит правил обработки счетов-фактур, не отражающих фактические экономические события. Система также не будет препятствовать недобросовестной деловой практике. Для защиты своих интересов каждый предприниматель должен в максимально возможной степени проверять новых деловых партнеров и проявлять должную осмотрительность в их деловых отношениях. В такой ситуации предприниматели, неосознанно участвующие в недобросовестных деловых операциях, не будут подвергаться санкциям.

Данная статья носит исключительно информационный характер и не является юридической консультацией.

Правовой статус по состоянию на 31 августа 2023 года.

Автор/редактор серии:
Рафал Кнап

Рафал Кнап

Юридическая консультация
+48 22 856 36 60 | r.knap@kglegal.pl

    Есть вопросы? Свяжитесь с нами – мы ответим как можно скорее.