Выбор подходящего момента для официального открытия индивидуального предприятия — одно из первых финансовых и юридических решений, с которыми сталкивается будущий предприниматель. Хотя интуитивно кажется, что выбор первого дня месяца в качестве даты начала деятельности — самое простое решение, с точки зрения оптимизации отчислений в систему социального страхования это не самая лучшая идея.

На практике крайне важно точно различать техническую регистрацию заявления в CEIDG и формальную дату начала действия, указанную в заявлении. Именно последняя дата полностью определяет момент возникновения обязательств перед Институтом социального страхования (ZUS) и правила расчета льготных периодов.

Основной аргумент против начала бизнеса в первый день месяца — это правила расчета продолжительности так называемой льготы для начинающих предпринимателей. В соответствии со статьей 18, пунктом 1 Закона от 6 марта 2018 года — Закона о предпринимателях — освобождение от обязанности уплачивать взносы на социальное обеспечение предоставляется на период шести полных календарных месяцев с даты начала предпринимательской деятельности.

Метод расчета этого периода напрямую зависит от момента официального выхода предпринимателя на рынок.

При открытии бизнеса в первый день месяца этот месяц юридически считается первым полным календарным месяцем. Следовательно, шестимесячный льготный период заканчивается в конце шестого месяца, что значительно сокращает период действия льгот.

При начале бизнеса в каждый последующий день месяца первый, неполный календарный месяц не учитывается в установленном законом лимите в шесть полных месяцев. Это означает, что предприниматель фактически почти семь месяцев, не платя взносы в систему социального страхования, оплачивая только взносы на медицинское страхование в первый месяц.

Аналогичные правила, а также юридические и финансовые последствия применяются и к следующему этапу предоставления преференций, а именно к взносам на социальное страхование в рамках так называемой льготной системы ZUS (уплачиваются в уменьшенном размере в течение 24 календарных месяцев). Закон о системе социального страхования прямо указывает, что 24-месячный период считается полным календарным месяцем.

Это сравнение показывает, что перенос даты начала работы предприятия всего на один день – с

с первого по второй день месяца — это фактически продлевает общий срок снижения судебных издержек

Компании, работающие в сфере публичного права, опережают конкурентов почти на 30 дней на протяжении всего льготного периода.

Таким образом, если мы начнем свой бизнес 1 июня, этот месяц будет считаться первым полным месяцем льготного периода. Однако, если предприниматель выберет 2 июня в качестве даты начала работы, то июнь станет «дополнительным» периодом, и фактический шестимесячный льготный период для начинающих предпринимателей начнется 1 июля. В результате предприниматель получает законное продление льготного периода.

Данная статья носит исключительно информационный характер и не является юридической консультацией.
Законодательство действует по состоянию на 1 июня 2026 года.

Автор/редактор серии:

Рафал Кнап

Рафал Кнап

Юридическая консультация
+48 22 856 36 60 | r.knap@kglegal.pl

    Есть вопросы? Свяжитесь с нами – мы ответим как можно скорее.